Музыка Великобритании

GBMusic.Ru - Music of the Great Britain

БРИТАНСКИЙ БЛЮЗ

Зарождение британского блюза происходило в Лондоне в середине XX века, когда данный музыкальный жанр считался приоритетом черных музыкантов. Он формировался под воздействием нового послевоенного времени, сменившего собой период истории, подчиненный строгой викторианской морали, и породившего новое поколение молодежи, не желающей жить по-старому. В то время в Великобритании наблюдался живой интерес к американской культуре, а в частности к американским музыкальным направлениям – блюзу и рок-н-роллу. Внимание молодых британцев привлекали не только ввозимые в страну из-за океана пластинки, но и гастроли популярных американских исполнителей, хотя все это вызывало жесткую критику старшего поколения. Данной проблемой заинтересовались не только учителя, священники, но и врачи психиатры.

Организаторами первого британского блюзового коллектива "Blues Incorporated" стали Алексис Корнер и Сирил Дэйвис, которые положили начало образованию нового стилистического музыкального направления, получившего название ритм-энд-блюз. Участники коллектива часто менялись. Свою карьеру в нем начинали не мало ныне популярных исполнителей, оставивших след в истории британского блюза. К их числу можно отнести таких звезд, как Эрик Клэптон, Мик Джаггер, Джек Брюс и Джинджер Бейкер. Также огромный вклад в развитие ритм-энд-блюза в Великобритании внесли такие популярные группы как "Rolling Stones", "Animals" и "Yardbirds". Благодаря им британский блюз стал известен во всем мире.

В шестидесятые годы XX века американские фанаты проявляли особую любовь к британскому блюзу, обусловленную вторжением рок-групп из Великобритании. Немалую роль в этом сыграла уже упомянутая ранее группа "Rolling Stones". По своей популярности группа тогда вполне могла сравниться с "Beatles". Помимо них в Америке стали известны и такие блюзовые исполнители, как Мадди Уотерс, Джон Ли Хукер и Хаулин Вулф. Группа "Yardbirds" в отличие от "Rolling Stones", не пыталась экспериментировать с музыкальными стилями, они оставались пионерами прогрессивного гитарного блюза. В "Yardbirds" в свое время играли такие рок-гитаристы как Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джимми Пейдж. Группа "Animals" по своей популярности в 1964 году не уступала "Rolling Stones", но в их репертуар помимо композиций в стиле электрического блюза и рок-н-ролла, входили также и обычные попсовые песни.

Следующей волной после британского ритм-энд-блюза стала блюз-роковая музыка, завоевавшая сердца поклонников во всем мире и, как ни странно, пришедшая именно с островов Туманного Альбиона. Главной фигурой, которой мы обязаны столь быстро распространяющейся популярности данного направления в музыке, стал Джон Мэйэлл, лидер группы "Bluesbreakers". Его и сейчас считают "отцом британского блюза" и законодателем мод. В его коллективе начали свою карьеру Джон Макви, Эрик Клэптон, Мик Тейлор, Питер Грин, Киф Хартли и Энсли Данбар. После работы с Джоном Мэйэллом каждый из них организовал свой собственный успешный проект. Успех "Bluesbreakers" обусловлен превосходными лидерскими качествами ее руководителя Джона Мэйэлла, а также высоким профессионализмом всех ее участников. Группа экспериментировала не только с популярным роковым блюзом, но и джазом, а вот попсовых композиций в ее репертуаре никогда не было. Позже появились и другие коллективы, сумевшие еще больше укрепить авторитет британского блюз рока за пределами страны, к их числу можно отнести "Cream", "Fleetwood Mac", "Ten Years After" и "Savoy Brown".

Семидесятые годы XX века стали не лучшим временем для блюзовых коллективов в Великобритании. Многие из них распались, а на смену им пришли исполнители тяжелого рока, диско и панка. Отстоять позиции британского блюза и положить начало новому направлению в данном музыкальном стиле, который получил название хард-блюз, смог виртуозный гитарист Тони МакФи. Это направление удачно сочетало в себе блюзовую основу и достижения арт-рока. Созданная им, но распавшаяся, а позднее возрожденная вновь в новом составе группа "Groundhogs", в начале семидесятых выпустила ряд альбомов, занявших достойные места в музыкальных чартах. Они не только доказали популярность нового направления хард-блюз, но и смогли встать в один ряд с корифеями хард-рока. После столь оглушительного успеха группу распускали и создавали заново еще несколько раз, но повторить свой триумф они уже не смогли.

В тоже время на сцене блистал еще один коллектив во главе с талантливым гитаристом Рори Гэллахером, который носил название "Taste". Они оставались верны бескомпромиссному блюз-року. В своем творчестве удачно сочетали блюзовые композиции с элементами джазовой импровизации. После того, как коллектив распался в связи с внутренними разногласиями Рори Гэллахер начал не менее успешную сольную карьеру, выпустив впоследствии несколько удачных альбомов.

К началу восьмидесятых годов XX века большинство известных блюзовых исполнителей из Великобритании перебрались в США. К этому моменту развитие британского блюза остановилось, и новых представителей этого музыкального направления на островах Туманного Альбиона, способных затмить былую славу мэтров, увы, до сих пор не появилось.